Заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, Юлия Оглоблина, подняла на форуме по занятости сельской молодежи (8 октября) крайне актуальную проблему: неготовность законодательной базы к эффективному трудоустройству молодых механизаторов. Эта проблема, по словам Оглоблиной, является одной из самых острых в сфере сельского хозяйства, где вакансии механизаторов стабильно входят в число наиболее востребованных.
Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на высокую потребность в квалифицированных кадрах, сельские колледжи, хоть и выпускают специалистов, сталкиваются с непреодолимым препятствием – возрастным ограничением на получение водительских удостоверений категории "В" (тракторы, комбайны и другая сельскохозяйственная техника).
Оглоблина подробно описала существующую ситуацию: новая программа "специалитет", призванная, казалось бы, улучшить качество образования, привела к сокращению сроков обучения по рабочим специальностям почти на год. В результате выпускники сельскохозяйственных колледжей получают диплом в возрасте 17 лет, тогда как законодательство РФ однозначно требует достижения 18-летнего возраста для получения права управления сельскохозяйственной техникой. Это создает непроходимый барьер для молодых специалистов, лишая их возможности непосредственно после окончания учебы приступить к работе по специальности. Более того, год ожидания, фактически вынужденный простой, существенно снижает мотивацию у молодых людей, выбирающих профессию механизатора. Ведь время — это деньги, особенно в условиях, когда конкуренция на рынке труда, пусть и сельском, не стоит на месте.
Проблема усугубляется еще и тем, что существующие программы подготовки водителей сельскохозяйственной техники не учитывают специфику ситуации. Курсы, как правило, требуют наличия определенного водительского стажа, что делает их недоступными для вчерашних выпускников. Также стоит учитывать тот факт, что многие сельскохозяйственные предприятия требуют наличия опыта работы, что формирует замкнутый круг: молодой человек не может получить опыт, потому что не может получить права, а права он не может получить из-за отсутствия опыта.
Этот порочный круг не только ограничивает доступ молодежи к востребованным профессиям, но и угрожает дефицитом квалифицированных кадров в аграрном секторе. Ситуация усугубляется и недостатком практической подготовки в самих колледжах. Часто учебные заведения не имеют достаточного количества современной техники для отработки навыков вождения. А аренда такой техники влечет за собой дополнительные затраты, которые усугубляют и без того непростую ситуацию с финансированием учебных заведений.
Кроме того, необходимо учитывать региональную специфику. В отдаленных сельских районах доступ к автошколам, способным проводить обучение на сельскохозяйственной технике, может быть ограничен, что еще больше усложняет процесс получения необходимых прав.
Для решения проблемы, по мнению Оглоблиной, требуются срочные изменения в законодательстве. В частности, необходимо рассмотреть возможность введения исключения для молодых специалистов, получивших образование в сельскохозяйственных колледжах, позволяющего им получать права на управление сельскохозяйственной техникой до достижения 18-летнего возраста.
Команда депутата уже активно работает над подготовкой соответствующего законопроекта, который предполагает введение специальных программ обучения и упрощенной процедуры получения водительских удостоверений для молодых механизаторов. В законопроекте также планируется учет региональной специфики и предоставление дополнительных стимулирующих мер для молодых специалистов, выбирающих профессию механизатора в сельской местности. Это может включать льготное кредитование, поддержку в покупке жилья и др. Все эти меры призваны сделать профессию механизатора более привлекательной для молодежи и обеспечить аграрный сектор необходимыми квалифицированными кадрами.