Вопрос о повышении утильсбора на сельскохозяйственную технику вновь стал предметом острых дискуссий. Заявление министра финансов Антона Силуанова о возможном увеличении ставок вызвало волну протестов со стороны Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники (АСХОД). Ассоциация направила письмо председателю Центрального банка Эльвире Набиуллиной, предупреждая о катастрофических последствиях такого решения.
Повышение утильсбора, по мнению АСХОД, неизбежно спровоцирует цепную реакцию, затрагивающую все этапы производства сельскохозяйственной продукции, вплоть до конечного потребителя. Рост себестоимости производства продуктов питания, в свою очередь, усилит продовольственную инфляцию, что противоречит заявленным целям правительства по сдерживанию роста цен.
Этот сценарий вызывает серьезную обеспокоенность не только у ЦБ РФ, но и у Министерства сельского хозяйства, и всего правительства в целом. Президент неоднократно подчеркивал недопустимость чрезмерного роста цен на продукты питания, и в этом контексте планируемое повышение утильсбора представляется как крайне нежелательная мера, потенциально способствующая усугублению проблемы.
Позиция Банка России, как и ранее, выглядит достаточно осторожной и неоднозначной. Официально заявляется, что повышение ставок коснется лишь той техники, аналоги которой производятся в России. Однако эта формулировка, мягко говоря, не отражает реального положения дел. В России фактически отсутствует производство тракторов высокой мощности (свыше 340 л.с.) классической компоновки, отвечающих требованиям современного аграрного сектора. Разработка и запуск в серийное производство отечественных аналогов таких машин ожидаются не ранее 2026 года.
Эта задержка критически важна для ряда сельскохозяйственных отраслей, особенно для картофелеводства, где использование мощных тракторов является необходимым условием для эффективной работы. Картофелеводы, полностью зависимые от импортной техники, окажутся в наиболее уязвимом положении. И это происходит на фоне уже наблюдающегося стремительного роста цен на картофель, ставший одним из самых подорожавших продуктов за последний год.
Дополнительное повышение утильсбора практически гарантирует дальнейший взлет цен на этот важный продовольственный продукт, что может привести к социальным последствиям. В своем письме АСХОД также обращает внимание на риски банкротства и ухода с рынка компаний, обеспечивающих техническое обслуживание огромного парка импортной сельскохозяйственной техники. Закрытие сервисных центров и отсутствие запчастей приведут к значительному снижению эффективности сельскохозяйственного производства и еще большему росту цен.
Это не просто экономический, но и продовольственный вопрос национальной безопасности. Ситуация усугубляется и другими факторами. Повышение цен на энергоносители, удобрения и другие ресурсы уже оказывает существенное влияние на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Вложение в развитие отечественного машиностроения, безусловно, необходимо, однако резкое повышение утильсбора без обеспечения достаточного предложения конкурентоспособных отечественных аналогов может привести к значительному сокращению объемов производства и, как следствие, к дефициту продовольствия.
Необходимо комплексное решение проблемы, включающее в себя не только стимулирование развития отечественного машиностроения, но и разработку мер по смягчению негативного воздействия повышения утильсбора на сельскохозяйственный сектор. Это может включать в себя предоставление субсидий сельхозпроизводителям, временное снижение налоговой нагрузки или разработку гибкой системы утильсбора, учитывающей специфику различных сегментов рынка сельскохозяйственной техники. В противном случае, повышение утильсбора может иметь далеко идущие негативные последствия, подорвав продовольственную безопасность страны и усилив социальную напряженность. Более того, нужно проанализировать опыт других стран в данной области, чтобы избежать ошибок и разработать оптимальную стратегию развития отечественного сельхозмашиностроения, не нанося ущерба сельскому хозяйству. Полное игнорирование мнения экспертов и сельхозпроизводителей может привести к непредсказуемым и крайне негативным последствиям.